Игры на развитие классификации
Мышление — это тот инструмент, без которого не сможет прожить ни один человек, ведь именно с помощью него мы можем решать любые задачи и вообще как-то действовать в мире. Но интереснее то, что мы можем развивать свое мышление: делать его быстрее, глубже, гибче, осмысленнее. Кроме того, нашими усилиями мышление может становиться позитивным и более интересным.Дидактические игры на развитие мышления
Усваивая родной язык, ребенок с ранних лет усваивает не одни только слова, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко. Словесно — логическое мышление начинает более интенсивное формирование к шести-семи годам, так как к этому времени ребенок использует и преобразует достаточно много понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольника. Различные игры, конструирование, рисование, лепка, чтение общение, необходимая коррекционная речевая деятельность - то есть все то, чем ребенок занимается до школы, развивает у него мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщения, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. С возрастом ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку.
Освоение операции классификации происходит в дошкольном возрасте на основе перехода от оперирования внешними признаками объектов к раскрытию более существенных для предметов признаков. В средней группе формируются первоначальные представления о классификации предметов или геометрических фигур по качественным признакам. С детьми этого возраста уместны простые игры и упражнения, цель которых — закрепление представлений о свойствах предметов и геометрических фигур, тренировка в сравнении предметы по цвету, форме, размеру. Сначала дошкольникам предлагаются самые простые игры на выделение того или иного качественного свойства: — упражнения на обследование геометрических фигур по контуру «Чудесный мешочек» ;. На столах у детей плоские геометрические фигуры разного цвета, формы и размера, на которых схематично нарисованы лица, и плоские домики различной геометрической формы. Детям предлагается подобрать домики для геометрических фигур-человечков.
Следующий оптимизирующий память детей приём — классификация информации. Мыслительная операция «классификация» заключается в умении распределять предметы по группам по сходству или различию между ними. Часто материал просто необходимо разделить на чётко обозначенные группы - классы. Отсюда, собственно, и название приёма — классификация. Какие это могут быть группы? При применении приёма классификации нагрузка на память снижается ровно во столько раз, на сколько групп был разделён запоминаемый материал.